Итоги контрольного мероприятия
Контрольно-счетной палатой Архангельской области завершено контрольное мероприятие «Проверка использования средств субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях».
В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, все учащиеся начальных классов (с 1-го по 4-й) должны быть обеспечены бесплатным горячим питанием не реже одного раза в день, особо подчеркнута необходимость организации здорового питания.
Основная цель контрольного мероприятия – оценить эффективность использования средств субсидий, направленных на реализацию мероприятий по предоставлению однократного бесплатного горячего питания в день учащимся начальных классов, за 2023 год и истекший период 2024 года.
Объектами контроля стали: министерство образования Архангельской области, органы местного самоуправления, реализующие полномочия в сфере образования, и муниципальные общеобразовательные учреждения.
Питание обучающихся в школах Архангельской области, организованно:
- на базе имеющихся школьных столовых с пищеблоками, позволяющих осуществлять полный цикл приготовления пищи;
- путем передачи функции организации питания профессиональной компании, специализирующейся в этой области, на возмездной основе (аутсорсинг);
- ввиду отсутствия соответствующей инфраструктуры, посредством выдачи продуктовых наборов родителям (малокомплектные школы).
В ходе контрольного мероприятия установлено следующее:
1) отмечены недостатки нормативного правового регулирования вопросов организации питания учащихся начальных классов: отсутствие правовых актов, устанавливающих порядок обеспечения бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов, либо их несоответствие нормативным требованиям, отсутствие единообразного подхода к установлению муниципальными образованиями стоимости питания.
Указанная неурегулированность создает неравные условия получения бесплатного питания учеников 1-4 классов, том числе в части количества и качества питания в разных муниципальных образованиях области;
2) выявлены нарушения требований к организации питания учащихся: продолжительность перемены для приема пищи меньше 20 минут; несоответствие фактического рациона питания примерному меню; несоблюдение требований по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах, присутствие в меню блюд, не разрешенных СанПиН; отсутствие информации о меню в общем доступе (на стендах, на сайтах); ведение бракеражного журнала с нарушениями установленных требований и т.п.;
3) выявлены недостатки по осуществлению родительского контроля: механизм родительского контроля реализован не полном объеме (например, отсутствует в малокомплектных школах), родительский контроль осуществлялся без составления соответствующих документов, что не позволяет подтвердить факт осуществления родительского контроля, собирать и систематизировать информацию о замечаниях и жалобах родителей, что затрудняет выявление проблем по организации питания и их оперативное решение;
3) установлены нарушения законодательства о закупках для государственных (муниципальных) нужд: заключение договоров без использования конкурентных способов; приемка услуг, не соответствующих условиям заключенных контрактов и др.;
4) установлены нарушения требований к бухгалтерскому учету фактов финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, связанных с организацией и обеспечением горячего питания школьников: нарушение требований к оформлению первичных учетных документов и бухгалтерских учетных регистров; нарушения порядка учета и списания материальных запасов (продуктов); и др.
Для решения существующих проблем необходим комплексный подход, включающий усиление контроля со стороны администрации школы, как за количеством и качеством продуктов, улучшением рациона питания, так и за надлежащим ведением всей документации по учету и списанию, изучение и внедрение положительного опыта школ, которые при наличии имеющихся средств обеспечивают детей необходимыми продуктами высокого качества, включая фрукты.
В адрес руководителей проверенных образовательных организаций направлены представления, информационные письма с рекомендациями - в министерство образования Архангельской области и в муниципальные образования. О результатах контрольного мероприятия проинформированы Архангельское областное Собрание депутатов, прокуратура Архангельской области и Ненецкого автономного округа.