Проведено очередное заседание Совещательного органа при КСП Архангельской области

Под председательством Александра Дементьева 20 мая 2025 года состоялось очередное заседание Совещательного органа при контрольно-счетной палате Архангельской области.
Участие в заседании приняли депутаты Архангельского областного Собрания депутатов Игорь Годзиш, Игорь Чесноков, Дмитрий Гвоздев, Георгий Губанов.
В повестку заседания вошли 2 вопроса.
Аудитор Лилия Гордич выступила с докладом о результатах проверки соблюдения бюджетного и иного законодательства при реализации мероприятий по организации транспортного обслуживания населения на пассажирских муниципальных маршрутах автомобильного транспорта государственной программы Архангельской области "Развитие транспортной системы Архангельской области" в Онежском муниципальном округе за 2022–2024 годы.
Объем средств областного бюджета, проверенный в ходе контрольного мероприятия, составил 30,2 млн руб., выявлено финансовых нарушений (ущерб бюджету Архангельской области) на сумму 4,8 млн руб., или 15,9 % от объема финансирования.
По результатам проверки установлено нарушение порядка и условий предоставления и расходования субсидий в части оплаты непредусмотренных контрактами работ, среди которых оплата работ по перевозкам по маршруту, не относящемуся к муниципальному маршруту регулярных перевозок, оплата работ по перевозкам по иному (дополнительному) маршруту либо с включением пробега до начала или окончания маршрута, оплата работ, не предусмотренных расписанием маршрутов, оплата фактически невыполненных работ и работ, выполненных до окончания определения поставщика и в отсутствие контракта, что повлекло необоснованное расходование субсидии и причинение ущерба бюджету области.
Выявлены нарушения условий Соглашений в части необеспечения муниципальным образованием результативности предоставления субсидий.
Транспортные средства для пассажирских перевозок не отвечали всем установленным требованиям (в 2024 году только 1 из 14 транспортных средств перевозчика было оснащено всеми видами оборудования).
В муниципальных контрактах не предусмотрены условия о приемке выполненных работ на основании отчета о выполнении транспортной работы, сформированного с использованием данных аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, не включены требования к транспортным средствам, оборудованным системой безналичной оплаты, подключенной к региональной информационной автоматизированной системе учета и оплаты проезда на территории Архангельской области, а также по их оснащению системой видеонаблюдения.
Лилия Андреевна отметила, что при проведении аудита закупок (отдельных муниципальных контрактов) по всем 5 закупкам выявлены нарушения законодательства о закупках, в том числе:
- расчет НМЦК на перевозки автомобильным транспортом выполнен с несоблюдением установленных требований;
- в обоснование НМЦК безосновательно включены затраты подрядчика на приобретение, установку и эксплуатацию в транспортных средствах дополнительного оборудования и указаны недостоверные данные о пробеге.
Контрольно-счетной палатой по результатам проверки в адрес министра транспорта Архангельской области, главы Онежского муниципального округа Архангельской области, начальника Управления по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Онежского муниципального округа направлены представления с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по их устранению, а также меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Информация о результатах контрольного мероприятия направлена в Архангельское областное Собрание депутатов и в прокуратуру Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Вниманию участников заседания представлен также анализ информации об исполнении областной адресной инвестиционной программы за 2024 год.
Главный инспектор аппарата контрольно-счетной палаты Наталья Нестер доложила, что по итогам 2024 года кассовое исполнение ОАИП составило 87,1 % от объема уточненной сводной бюджетной росписи на 2024 год. Установлено низкое исполнение мероприятий в части капитальных вложений по государственной программе «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области» – 60,3 %, что связано с невыполнением мероприятий по модернизации (строительству) котельных на твердом биотопливе.
Как ранее уже отмечалось, показатели исполнения по мероприятиям ОАИП связаны с выплатой авансов подрядным организациям, размеры аванса достигают 50–70 %. При этом фактически показатели отчета об исполнении ОАИП завязаны на кассовое исполнение бюджета и не свидетельствуют об объемах работ, выполненных подрядчиками.
В своем докладе Наталья Нестер уделила особое внимание наиболее проблемным вопросам при реализации ОАИП, среди которых невозврат в бюджет неотработанных подрядчиками авансов при расторжении контрактов, приемка и оплата работ с нарушением строительных норм и правил, низкий уровень проектной и сметной документации и некачественный строительный контроль, изначальное установление необоснованно коротких сроков проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию в совокупности с отсутствующим в первоначальном варианте контракта авансом, затягивание сроков окончания строительных работ, существенное увеличение авансовых платежей после заключения контрактов, затягивание сроков прохождения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости в целях увеличения сметной стоимости строительства.
В завершение заседания рассмотрены предложения КСП, направленные на решение указанных проблемных вопросов при реализации ОАИП.